Животноводство » Лошади
0
1560
Рейтинг статьи
Кира Столетова
Кони, повозка — отличный способ передвижения для жителей сельских глубинок и деревень. Однако, несмотря на все преимущества подобных поездок, важно научиться правильно и быстро запрягать лошадей. При отсутствии опыта вопрос о том, как запрягать лошадь, может вызвать сложности, а идеальное умение справляться с этим непростым действием появится только спустя энное количество практик. Чтобы запрячь лошадь, важно изучить не только советы от профессионалов и опытных конюхов, но и ознакомиться со всеми этапами запряжки.
Как запрягать лошадей
Что нужно знать о запряжке?
Для того чтобы запрячь лошадь, потребуются навыки, знания и опыт обращения с этим животным. Лошадь вряд ли доверится человеку, которого не знает. Запрягают животное обычно в телегу или сани. Учатся этому непростому ремеслу быстро, если проявлять смекалку и запоминать попутно последовательность действий. Лошадь – популярное животное в деревне и домашних хозяйствах. Владельцы используют жеребцов в качестве тягловой силы, ведь они выносливые и терпеливые.
Контактируя с этим животным, человек получает эмоциональную пользу. Правильно запрягать лошадь – искусство, которое способно навредить животному, если оно не отточено мастером. Во время процедуры запряжки важно быть осторожным, последовательным, не ругать жеребца, если что-то не будет получаться.
Виды запряжки
Специалисты использует три основных вида упряжи: многооконную (подразделяют четверку, шестерку, восьмерку в Европе), пароконную и однооконную. Сама упряжь бывает транспортной, дуговой, бездуговой, выездной. Например, постромочная запряжка активно используется для сельскохозяйственных работ и других целей. К ней можно прикрепить плуг и экипаж. Управляющему телегой или санями следует быть осторожным, когда лошади запряженные. Упряжку перед поездкой необходимо осмотреть: от ее безопасности зависит здоровье животного.
Состав упряжи
Еще до знакомства с нравом лошади разберитесь, из чего состоит упряжка. Основные элементы упряжи — узда, хомут, седелка, подпруга, шлея, чересседельник, подбрюшник, вожжи, дуга.
- Узда используется для управления лошадью. Состоит уздечка из нескольких ремней (на щеках, затылке, лбе, подбородке) и кольца.
- С помощью свободного хомута передается тяга от животного к телеге.
- Седелка – механизм в сбруе, который поддерживает и закрепляет запряжку.
- Подпруга удерживает седелку.
- Шлея – это ремни, которые сдерживают и регулируют положение лошади, держат хомут.
- Чересседельник – ремень, который крепится к оглобле. Держит хомут, дуги и оглобли на спине лошади.
- Вожжи – с их помощью человек управляет движением животного.
- Дуга соединяет хомут, оглобли через гужи (мягкие ремни).
Из чего состоит упряжь
Есть много принадлежностей, необходимых для подготовки коня к грузовой работе. Их набор зависит от способа запряжки. Некоторые элементы берут всегда, другие — нет. Чтобы запрячь коня, потребуется:
- Узда. Надевается на голову, состоит из нескольких частей. В рот лошади (на изгиб) вставляют металлический стержень с кольцами, по бокам — удила. Ниже подбородка проходит специальный ремень. Чтобы уздечка держалась, нужно оголовье. Это два ремня: затылочный и перед ушами. Под оголовьем проходит еще подбородочный. Это самая распространенная конструкция, но есть и другие. Уздечки на лошадей бывают четырех размеров.
- Хомут — связующее звено между животным и экипажем. Передает лошадиную силу, служит амортизатором — уменьшает вибрации при тряске. Прилегает плотно, но не должен мешать, натирать. Включает два элемента — клещи, выполненные из дерева и соединенные вверху. Хомут надевают через голову. Нижние части клещей раздвигают, а потом соединяют супонью. Под этой частью сбруи расположена мягкая, упругая подкладка. Вес конструкции — 6–9 кг.
- Шлея. Представляет набор ремней, удерживающих хомут при сильных движениях — остановке, беге. Круговой ремень охватывает корпус и соединяется с клещами. Наспинный расположен вдоль туловища. Боковые находятся между шеей и оглоблями. Откосные и поперечные фиксируют основные ремни на туловище.
- Оглобли — направляющие. Это две тонкие длинные жерди или трубки по бокам лошади, соединяющие хомут с повозкой. Если требуется запрячь несколько коней, используют дышло. Это одиночная оглобля, расположенная между лошадьми. Дышло и оглобли вместе с хомутом «передают силу» животных повозке.
- Дуга. Скрепляет хомут и оглобли. Еще один амортизатор. Кроме того, дуга мешает клещам сильно сдавливать шею.
- Гуж — прочные ременные петли. Приспособление соединяет хомут и оглобли. Расположено в районе дуги. Нужно регулировать длину гужа, чтобы оглобли не отклонялись в сторону.
- Седелка. Фиксирует дугу и оглобли. Передает часть нагрузки на спину, снимая ее с шеи. Для работы важны форма и размер. Если холка высокая, то подходит стоячая седелка. При низкой берут лежачую.
- Подпруга. Фиксирует седелку на спине. Это большой ремень из кожи или синтетики с креплениями. Современные образцы учитывают строение тела, имеют подкладку. В подпруге есть небольшие отверстия для прохождения воздуха, предупреждающие появление опрелостей.
- Чересседельник. Крепит хомут, оглобли, передает «силовой импульс», снимает напряжение с плеч и шеи. Приспособление проходит через седелку, дальше соединяется концами с оглоблями.
- Подбрюшник — ремень на животе. Соединяется с чересседельником через кольцо. Находится чуть ниже подпруги, фиксируется на оглоблях. Оберегает спину, холку от травм: ударов дугой, хомутом, что важно при быстром движении.
- Вожжи — небольшие прочные и легкие ремни для управления. Делаются, как правило, из кожи. Соединяются с кольцами на гуже и удилах. Вожжи не нужно путать с поводьями. Те и другие определяют направление, задают темп. С их помощью осаживают, поворачивают. Повод намного короче, используется всадниками. С вожжами обращаются свободнее, ими «стимулируют»: встряхивают, хлопают по крупу. Делать то же с поводьями, значит больно и много раз бить животное по зубам металлическим стержнем — удилами. Поэтому всадники применяют их только для управления, но не для раззадоривания. Подбадривают верховую лошадь руками на холке. Вообще, у всадника четыре средства управления: шенкеля, движения корпусом, поводья, хлыст. Если конь находится в упряжке, их только два: вожжи и кнут. Иногда используют голос.
- Нашильник. Ремень от хомута или нагрудника к дышлу. Важен при движении под гору, поскольку тормозит, удерживает лошадь.
- Постромки — две веревки или ремни. Передают тягу от хомута к телеге. Крепятся к передней части повозки (ваге) с помощью валька. Последний представляет собой брусок длиной около 8 см. Он крепится к ваге с помощью обоймы в центре. По бокам валька — два крючка, на которые надевают петли постромок.
- Нагрудник. Широкий ремень с кольцами используют, вместо хомута. Если хомут подбирают по размеру, то нагрудник подгоняют с помощью пряжек. Изготавливают из двухслойной кожи. С обеих сторон крепят постромки. Ширина и прочность зависят от нагрузок.
Способы запряжки
Существует несколько известных методов, как запрячь лошадь. Каждый из них требует мастерства и опыта. В России самые популярные виды запряжки – дышловая и оглобельная.
- Оглобельно-дуговой способ. Перед запряжкой одной, двух или более лошадей важно проверить сани или телегу, гужи на хомуте. Длину гужи следует отрегулировать так, чтобы у ездока была возможность стянуть клещи и прикрепить дугу на оглоблях. Затем на лошадь надевается уздечка, затягивается на подбородке ремень, вставляются удила в рот. Если запрягать лошадь приходится зимой, в мороз, удила рекомендуется нагреть в ладонях. После этого надевается седелка движением от холки к спине. Далее расправляется шлея, из-под нее и хомута достаются грива и хвост.
- Постромочно-дышловый способ. Пара запряженных лошадей постромочно-дышловым способом называется парной. Применяется данный метод в хозяйстве для орудий и повозок с дышлом. Телега для запряжки должна быть с одиночной оглоблей (дышлом), которое находится посередине. К ней пристегиваются лошади.
- Пятерик. Метод, пригодный для запряжки шести и более лошадей. Животных располагают парами. Пятерик используют для торжественных шествий, постановок, мероприятий, в хозяйстве не используется.
Последовательность действий
Перед тем как запрягать коня, его необходимо внимательно осмотреть и почистить. Затем проверить целостность упряжи: она не должна иметь потертостей, трещин, разрывов. Если гужи разной длины, их следует сделать одинаковыми.
- Когда этап проверки будет пройден, возьмите чересседельник и подбрюшник, соединенные кольцом, пропустите через него ремни. Натяните получившуюся петельку на оглоблю.
- Наденьте на лошадь седелку, узду и хомут. Седелка должна оказаться на нижнем участке холки. Хомут надевается клещами вверх, затем его опускают и переворачивают.
- Шлею кладут на холку и расправляют. Ремни совмещают с пряжками.
- После первых действий животное должно зайти в оглоблю, перешагнуть через ее жердь.
- Возьмите дугу и встаньте перед лошадью. Прислоните дугу к правому копыту, левой рукой перекрутите гуж.
- Дуга вставляется в левый край петли гужа. Она должна оказаться в вырезе дуги.
- Затяните хомут и обмотайте вокруг клещей супонь (ремень для стягивания хомута).
- Привяжите лошадь к левой оглобле и вставьте хомут.
- Накиньте на шею повод, прикрепите к гуже темляк (ремень, петля). Перекиньте через оглобли ремешки.
- Прикрепите к удило (ремни уздечки) вожжи.
Запрягаем лошадей. Этапы процесса
Правильная запряжка лошади заключается в последовательном совершении следующих действий:
- осмотрите и вычистите лошадь. Затем осмотрите визуально и проверьте руками все элементы упряжи на предмет их целостности. Убедитесь, что ни на одном из элементов нет потертостей, разрывов и прочих слабых мест. Сравните гужи по длине. Если они разные, выровняйте их, в противном случае сбруя будет перекошена, и нормального движения не получится;
- после предварительно осмотра принесите все элементы сбруи к месту запряжки;
- подбрюшник и чересседельник соединены одним кольцом. Возьмите их и пропустите ремешки через это кольцо так, чтобы получилась петля. Эту петлю накиньте на оглоблю;
- затем на самого коня наденьте хомут, седелку и узду. Седелку следует положить так, чтобы она оказалась на нижней части холки животного. Оптимальное её расположение нужно будет еще поискать, так как на спине – слишком низко, а на самой холке – высоковато. Хомут следует надевать только вверх клещами, а уже потом опускать на шею и переворачивать в рабочее положение. Нужно положить хомут так, чтобы он удобно охватывал шею животного;
- шлею кладем на холку лошади и начинаем её расправлять. Ремешки нужно соединить с пряжками. Ремни затягиваем настолько, чтобы между ними и седалищным бугром пролезала человеческая ладонь;
- заводим коня в оглобли. Это можно делать несколькими способами.: либо лошадь перешагивает через жердь, либо её заводят задним ходом, либо саму оглоблю накатывают на стоящего неподвижно коня. Последний способ обычно используют при запряжке молодого или пугливого животного;
- берем дугу и встаем перед мордой коня, глядя на неё. Дугу прислоняем к правой ноге лошади, а левой рукой перекручиваем гуж до тех пор, пока он не станет нужной длины;
- гуж оставляем на краю оглобли. Берем дугу и вставляем левый её край в гужевую петлю, а правый – перекидываем через жердь оглобли, которая должна оказаться в вырезе. Сама дуга должна оказаться на лошадиной шее;
- подходим ко второй оглобле и поворачиваем дугу к ней так, чтобы та попала в выемку. Гуж накладываем на оглоблю, а его петлей – крепим к дуге;
- после этого затягиваем хомут, обматывая его клещи супонью до тех пор, пока они не сомкнутся. При это нужно проследить, чтобы угол между дугой и оглоблей составлял 90 градусов;
- привязываем коня к жерди левой оглобли. Хомут вставляем после подтяга животного на один шаг назад;
- надеваем элементы упряжи на голову животного. На шею накидываем повод, темляк крепим к гуже. Следует сделать это так, чтобы после крепления лошадь могла поднять голову. Чтобы не болтались, ремни перекидываем через оглобли;
- в последнюю очередь крепим вожжи к удилам. Лучше всего одну вожжу пропустить над гужем, и вторую – под ним.
Одиночная оглобельно-дуговая русская запряжка
Парная запряжка
Как называли лошадей, запряженных в одну упряжку на Руси? В старину животных, работающих в упряжке рядом друг с другом, называли супругами. Интересный факт, учитывая, что парная упряжка остается одной из самых популярных на сегодняшний день. Используется парная на селе для пахоты. Первый этап запряжки начинается с выравнивания нагрудников (легкая упряжка), нашильников (широкий ремень от хомута) и постромки (ремень, который соединяет валек и хомут). Затем на лошадей надеваются хомуты и узды. В зависимости от позиции животных в упряжке их расставляют слева и справа от дышла. Нашильник надевается на передний валек или конец дышла и закрепляется на кольце. Они фиксируют хомут и распределяют напряжение. Постромки закрепляются на вальке в следующей последовательности: внутренняя — внешняя. Распрягается животное аккуратно и в обратной последовательности.
Комплект упряжи
В комплект одноконной сельскохозяйственной упряжи входят:
- хомут с гужами и супонью;
- узда с удилами и повод;
- седелка;
- подпруга;
- шлея;
- вожжи;
- чересседельник
- дуга.
Лошадинная упряжь
Хомут
Хомут – основная часть упряжи.
Он служит для передачи тяглового усилия лошади при перевозке груза или передвижения сельскохозяйственных машин и орудий.
Обычно хомуты сельскохозяйственной упряжи делают четырех размеров (номеров). Длину хомутов определяют размерами внутреннего отверстия в передней части, а ширину – расстоянием между гужевыми отверстиями.
При подборе хомута необходимо предварительно снять мерку с шеи лошади. Ширину шеи определяют циркулем, длину – метровой линейкой. Правильно подогнанный хомут должен соответствовать шее лошади, плотно прилегать сверху и с боков, в нижней части не стеснять дыхание лошади во время работы.
Правильно подогнанный хомут должен опираться на среднюю треть лопатки, оказывая здесь максимальное давление, в то же время оказывать минимальное давление в области плече-лопаточных сочленений и переднего края шеи. Верхняя часть хомута должна слегка прилегать к области холки и не давить на хрящевые края лопаток.
Стандартные хомуты сельскохозяйственного типа имеют существенный недостаток: они не всегда отвечают конфигурации шеи лошади, вследствие чего подогнать такой хомут к лошади бывает трудно.
Институтом коневодства рекомендован в производство раздвижной хомут конструкции А. Б. Воейкова, отвечающий основным зоологическим и хозяйственным требованиям. Этот хомут изготовляется трех номеров, которые могут быть подогнаны ко всем лошадям: как к мелким, так и к самым крупным.
Хомут – основная часть упряжи
Гужи
Гужи выкраивают обычно из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Края кожаной ленты, выкроенной для гужей, загибают по длине гужа так, чтобы в загнутом виде они соприкасались между собой посредине гужа.
Гужи обычно делают четырех номеров по размеру: длина от 1500 до 1700 мм, ширина от 90 до 105 мм и толщина от 1,5 до 2 мм.
При работе лошади гужи несколько пружинят, чем смягчают возникающие во время работы толчки. Гужи должны иметь ровную длину, в противном случае лошадь будет везти боком и могут произойти побои плеч.
Супонь
Супонь представляет собой скрученный ремень из сыромятной кожи и служит для стягивания клещей хомута при запряжке лошади.
Узда
Узда с удилами служит для управления лошадью. Узда бывает кожаная или из тесьмы; удила металлические или мягкие – металлические, обшитые кожей. Уздечку пригоняют по голове лошади. Удила лежат на беззубой части челюсти на уровне углов рта и не должны давить на них в спокойном положении. При шаговых работах на спокойных лошадях не следует применять удила.
Каждую уздечку подгоняют индивидуально по голове лошади
Седелка
Седелка служит для передачи давления груза запряжки на спину лошади. В одноконной оглобельной запряжке основное тяговое усилие лошади идет через хомут, однако часть усилия может передаваться и через седелку. Усилие, передающееся через седелку, составляет 12-15% всего тяглового усилия лошади. Известно, что без седелки работать лошади значительно тяжелее.
Седелка вместе с чересседельником поддерживает оглобли, создает устойчивую запряжку и тем самым твердую систему тяги. Седелки бывают двух видов: прямые или плоские, и горбатые или стоячие. Первые применяются для лошадей с низкой, мясистой холкой, вторые – для лошадей с острой, высокой холкой, обычно для более старых и плохо упитанных.
Подпруга
Подпруга служит для укрепления седелки на спине лошади. Для изготовления подпруги обычно применяют льняную, пеньковую или шпагатную тесьму с пришитыми по концам ее пряжками. При запряжке лошади надо следить, чтобы подпруга была туго подтянута и удерживала седелку на своем месте.
Шлея
Шлея в упряжи служит для передачи тяги на круп лошади при спуске с горы или при быстрой остановке, а также для удержания хомута. Шлея должна быть достаточно прочной, чтобы соответствовать возникающему давлению на нее при торможении воза или при осажи-вании назад.
Вожжи
Вожжи в упряжи служат для управления лошадью. Вожжи могут быть веревочные или из тесьмы, с ременными наконечниками и карабинами по концам, или сквозные (из тесьмы и веревочные). Вожжи обычно делают длиной около 7 м. Они должны быть достаточно прочны, в особенности при работе на молодых лошадях.
Чересседельник
Чересседельник служит для удержания всего комплекта упряжи на спине лошади. Изготовляют чересседельники или из сыромятного ремня, или из тесьмы. Чересседельник должен быть равномерно подтянут в целях правильного расположения хомута.
Дуга
В одноконной оглобленной запряжке необходимым приспособлением является дуга. Дуга служит модератором: она смягчает толчки, возникающие при перевозках грузов по неровной дороге. Основные свойства хорошей дуги заключаются в достаточной ее прочности, упругости и легкости. Дуги бывают, в зависимости от их назначения, возовые или легковые. Возовая дуга применяется при выполнении тяжелых работ; такая дуга должна быть более упругой и прочной – вес ее около 5 кг. Для легковых разъездов употребляется более легкая дуга, весом до 2 кг, более податливая к сгибанию. Лучшим древесным материалом для изготов-ения дуг считается вяз.
В пароконных дышловых запряжках вместо оглобель применяются веревочные, тесемочные или ременные постромки. В гужевые отверстия хомута вместо гужей пропускают сыромятный ремень, который переплетают сшивкой, к кольцу или мочке прикрепляют постромки.
Шорка
В некоторых районах при запряжке лошадей применяют шорку, или лямку. Шорка имеет известные преимущества перед хомутом: она легче его, без особого труда может быть подогнана к любой лошади. Однако во время работы шорка давит на узкую полосу груди, затрудняет движение лошади, ограничивает подвижность лопатки и плече-лопаточного сустава. Недостатки шорки ограничивают ее применение только дышловыми запряжками при легковых разъездах. На обычных сельскохозяйственных работах хорошо подогнанный хомут удобнее шорки.
Как приучить лошадь к упряжке?
Перед тем как впервые запрячь лошадь, необходимо приучить ее к этой процедуре, научить слушаться. Для начала обучите животное понимать и выполнять команды: «право», «лево», «стоп». Выводите лошадь на вожжах без повозки, постепенно приучая к седлу. Делать это нужно с помощником на открытой местности. Сидя в седле, гораздо проще учить жеребца. Большое значение во время дрессировок имеет голос, расположение человека.
После научения лошадь важно похвалить и дать любимый корм. В этом случае животное запомнит положительный момент дрессировки. Следующий раз сидеть в седле нужно дольше, неторопливо проехать верхом. Занятия в седле можно чередовать с приучением к повозке. Запрячь лошадь, которая уже привыкла к седлу, легко, если к этому подготовиться. Обратите внимание на длину оглобли (две жерди, которые связывают повозку и лошадь): животное не должно ударяться о телегу задними ногами.
Первые заезды необходимо делать в максимально пустой местности, где мало людей и ровная дорога. Телега не должна греметь и пугать животное. Лучше всего совершать поездку в сухую погоду. Для того чтобы научить лошадь пятиться назад, держите лакомство возле шеи или так, чтобы животное не могло до него дотянуться. При этом повторяйте команду «назад». Лошадь, запряженная в телегу (а также во время запряжки), не должна находиться рядом с детьми. Перед поездкой или дрессировкой дайте лошади побольше сена и меньше овса. Таким образом, у нее останется желание взять лакомство во время научения.
Подготовка
Первым делом необходимо проверить амуницию, в надлежащем ли она состоянии. На вальтрапе, который кладут на спину коня, не должно быть крошек, зерен, травинок. Любой посторонний предмет, соприкасаясь со спиной, может стать причиной ранок и потертостей.
Лошадь с больной спиной нельзя будет седлать, значит, нельзя и ездить на ней верхом. Надо внимательно осмотреть вальтрап, стряхнуть его.
Перед верховой ездой коня необходимо почистить. При этом надо убедиться, что и на спине и брюхе, которое перетягивают подпруги, нет никаких соринок, грязи, не слиплась шерсть, нет неровностей или ранок. Эти мелочи приводят к серьёзным заболеваниям спины или брюха.